Психологическое сопровождение

Психологическое сопровождение обучающихся, воспитанников осуществляет педагог-психолог:  Ливада И.П., Журавлёва О.А.

Психологическая работа согласуется в планировании совместной образовательной и воспитательной деятельности школы-интерната и направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся. Целью деятельности психологической службы является создание условий для гармоничного развития личности обучающихся  в соответствии с их потенциальными возможностями и способностями.

Задачами психологической службы являются:
— содействие полноценному личностному и интеллектуальному развитию детей с тяжелыми нарушениями речи на каждом возрастном этапе, содействие формированию у них способности к саморазвитию, самоопределению, самореализации;
— создание условий для обеспечения индивидуального и личностного подхода к каждому ребенку через работу с педагогами;
— осуществление психологического сопровождения развития детей и подростков;
— профилактика и участие в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном развитии ребенка;
— содействие в приобретении обучающимися, воспитанниками школы-интерната психологических знаний, умений и навыков, необходимых для выбора и получения профессии;
— содействие педагогическим работникам, родителям (законным представителям) в воспитании обучающихся, воспитанников, в формировании у детей принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и уверенности в себе, способности к активному взаимодействию без ущемления прав и свобод другой личности;
— содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологического климата в образовательном учреждении.

Основные направления работы психологической службы:

  • психодиагностика,
  • психокоррекция,
  • психопрофилактика,
  • психологическое просвещение и консультирование.

Психодиагностика определяется ориентацией на психолого-педагогическое изучение ребенка. На каждом возрастном этапе исследуются определенные качества:
— 0-1-е классы – готовность к школе, формирование произвольности психических процессов; адаптация на начальном этапе обучения;
— 2-е классы – особенности познавательной сферы;
— 3-е классы – формирование коммуникативных умений и навыков;
— 4-е классы – диагностика готовности к обучению и переходу в среднее звено школы;
— 5-е классы – адаптация в среднем звене основной школы;
— 6-е классы – развитие когнитивных функций;
— 7-е классы – развитие позитивного, адекватного образа «Я»;
— 8, 9, 10-е классы – решение личностных проблем, профессиональное самоопределение;
— диагностика состояний тревожности, агрессивности; мотивации деятельности учащихся; изучение межличностных отношений в детском коллективе; индивидуальных характерологических качеств личности – по запросам.

Психодиагностика проводится с использованием психодиагностических программ научно-производственной фирмы  «Амалтея»: «Диагностика школьной адаптации»; «Диагностика готовности к школьному обучению»; «Многофакторный опросник Кеттелла»;  «Прогрессивные матрицы Равена»; «Профессиональная система Профи-2».
На основании диагностики составляются индивидуальные карты психологического развития учащихся предполагаемой «группы риска», позволяющие проследить динамику развития ребенка, прогнозировать сроки и возможные результаты психокоррекционного и психопрофилактического воздействия.

Психологическая коррекционно-развивающая работа проводится по результатам диагностики в виде подгрупповых и индивидуальных занятий. На занятиях применяются новейшие информационные компьютерные технологии (ИКТ):

— интерактивный обучающий комплекс  Мультикид.

Данная программа  позволяет организовать совместные занятия с обучающимися как индивидуально, так и в группах до 4-х человек одновременно, что способствует совместному обучению, развивает у школьников позитивную самооценку. Мультикид состоит из 12 тематических модулей (112 заданий). В процессе работы с каждым модулем дети развивают важные когнитивные, социальные и коммуникативные навыки;

—  методика БОС (биологической обратной связи).

Программа применяется для обучения диафрагмально-релаксационному дыханию и навыкам психофизиологической саморегуляции.

Использование ИКТ в процессе психологического сопровождения детей с тяжелыми нарушениями речи имеет ряд положительных эффектов, так как способствует расширению коррекционно-образовательного пространства образовательного учреждения, а также помогает реализации новых способов качественной индивидуализации обучения, что благоприятствует формированию психологического потенциала с учетом актуального психофизического развития ребенка с нарушениями в развитии, обеспечивающего его успешное продвижение в учебной деятельности.

Мощным инструментом в развитии и коррекции  психоэмоционального состояния обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи является сенсорная комната.

В сенсорной комнате созданы условия для развития эмоциональной сферы, познавательной деятельности, активизации мозговой деятельности, релаксации.

Таким образом,  осуществление   психологического  сопровождения обучающихся в нашей школе является одной из важнейших задач образовательного процесса и служит для  поддержки и помощи учащимся  с тяжёлыми нарушениями речи в решении задач развития, обучения, воспитания и социализации.

 

ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

Зрение – один из главных органов чувств человека, поэтому его следует беречь смолоду. В наш век современных технологий у людей всё чаще возникают проблемы со зрением, причем они проявляются и у детей школьного возраста. Самыми распространенными причинами нарушения зрения у школьников и раннего развития у них таких заболеваний, как миопия, астигматизм, косоглазие, является злоупотребление компьютерными играми и просмотром мультфильмов по телевизору. Вместо прогулок на свежем воздухе, активного отдыха и дозированного чтения дети проводят всё свое свободное время перед монитором, что не может не сказываться на их органах зрения. Отрицательное влияние компьютера на зрение школьников заключается в том, что мышцы глаз, еще не окрепшие, очень устают от долгого напряжения. Если это происходит регулярно, то зрение начинает стремительно падать.

Однако этого можно избежать, введя ограничение на компьютер и телевизор, чередуя напряженную работу глаз (выполнение домашних заданий, чтение) с отдыхом. Также врачи-офтальмологи настоятельно рекомендуют проводить для школьников гимнастику для глаз, как дома, так и в школе. Охрана зрения школьников очень важна, поскольку близорукость, как правило, очень плохо поддается лечению.

Гимнастика для глаз является наиболее подходящим методом для профилактики нарушения зрения у младших школьников, поскольку, если научить ребенка в раннем возрасте делать эти упражнения, это станет очень полезной привычкой. Если у вашего ребенка-школьника уже присутствуют какие-либо нарушения зрения, то зрительную гимнастику следует выполнять обязательно. Регулярные упражнения для глаз приостановят падение зрения, которое для школьников часто заканчивается прописыванием очков. Занятия следует делать 2-3 раза в день, посвящая этому по 10-15 минут. Во время выполнения этих занятий мышцы глаз расслабляются и отдыхают, и следующая за этим нагрузка на глаза воспринимается гораздо легче. Подобная зарядка для глаз полезна не только для школьников, она не помешает и взрослым людям, особенно тем, чья работа предполагает ежедневное «общение» с компьютером.

Описанные ниже упражнения направлены на снятие напряжения с глазных мышц, на их тренировку, а также на повышение аккомодации, улучшение кровообращения в тканях глаз. Каждое из них следует повторять по нескольку раз (сначала 2-3 раза, затем, когда ребенок уже будет знать, что нужно делать – по 5-7 раз). Озвучивая ребенку упражнения, обязательно выполняйте их вместе с ним: наглядный пример порой действует лучше любых слов.

Гимнастика для глаз.

1.Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.

(Поморгать глазами)

Посмотрите все в окно

(посмотреть вправо-влево)

Ах, как солнце высоко

( посмотрите вверх)

Мы глаза сейчас закроем,

( закрыть глаза ладошками)

В классе радугу построим

Вверх по радуге пойдём,

(Посмотреть по дуге вверх — влево и вверх — вправо)

Вправо-влево повернём,

А потом скатимся вниз,

( Посмотреть вниз)

Жмурься сильно, но держись

( Зажмурить глаза. Открыть и поморгать ими)

2. «Бабочка»

Спал цветок

( Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки,

слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

И вдруг проснулся,

( Поморгать глазами)

Больше спать не захотел,

( Руки поднять вверх — вдох. Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

( Руки согнуты в стороны — выдох)

Взвился вверх и полетел.

( Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево.)

3. Раз глаза устали.

Глазкам нужно отдыхать,

Знай об этом каждый.

Упражнений ровно пять,

Все запомнить важно.

Упражнение один

На край парты книги сдвинь.

(Сидя, откинься на спинку парты, сделай глубокий вдох,

затем наклонись вперед на крышку парты, сделай выдох.)

Упражнение такое

Повтори пять раз за мною.

Упражнение два

Тренируй свои глаза.

(Откинувшись на спинку парты, прикрой веки,

крепко зажмурь глаза, открой глаза.)

Занимаемся все сразу,

Повтори четыре раза.

Упражнение три.

Делай с нами, не спеши.

(Сидя, положи руки на пояс, поверни голову направо,

посмотри на локоть правой руки, поверни голову налево,

посмотри на локоть левой руки, вернись в И. п.)

Повторите пять раз,

Расслабляя мышцы глаз.

На упражнение четыре

Потратить нужно много силы.

(Сидя, смотри перед собой, посмотри на классную доску 2—3 с.

Вытяни палец левой руки по средней линии лица на расстояние 5—20 см от глаз. Переведи взгляд на конец пальца и посмотри на него 3—5 с, после чего руку опусти.)

Повторите 5—6 раз,

Все получится у вас.

Упражнение пять

Нужно четко выполнять.

(Сидя, вытяни руки вперед, посмотри на конники пальцев.

Подними руки вверх — вдох, следи глазами за руками,

не поднимая головы, руки опусти (выдох).)

4. Комплекс упражнений гимнастики для глаз.

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5раз.

2.Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль) (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами,

не поворачивая головы, за медленными движениями указательного

пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки, на счет 1-4, потом перенести взор вдаль насчет 1-6. Повторить 4-5 раз.

5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

6. Упражнение для глаз: «Сова».

На «раз» — широко открыть глаза.

На «два» — сильно зажмуриться.(3 раза).

7. « Муха»

Круговые вращения глазами в одну и другую стороны (по 5 раз

5. Профилактические упражнения для глаз:

1). -15 колебательных движений глазами по горизонтали справа —

налево, слева — направо.

-15 колебательных движений глазами по вертикали: вверх-вниз,

вниз — вверх.

-15 вращательных движений глазами слева — направо.

-15 вращательных движений глазами в правую, затем в левую

стороны — «восьмерка».

2). «Руки за спинку, головки назад»

Руки за спинку, головки назад.

(Закрыть глаза, расслабиться.)

Глазки пускай в потолок поглядят.

(Открыть глаза, посмотреть вверх.)

Головки опустим — на парту гляди. (Вниз.)

И снова наверх — где там муха летит? (Вверх.)

Глазами повертим, поищем ее. (По сторонам.)

И снова читаем. Немного еще.

3).Упражнения для глаз (комплекс 1)

И. п. — сидя за партой.

1. Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2. Движения глазными яблоками.

— глаза вправо- вверх.

— глаза влево- вверх.

— глаза вправо- вниз.

— глаза влево- вниз.

Повторить 3—4 раза. Глаза закрыть. Отдых 10—15 с.

3. Самомассаж.

Потереть ладони. Закрыть глаза, положить ладони на глаза,

пальцы вместе. Держать 1 с.

Ладони на стол,

Открыть глаза.

4). Упражнения для глаз (комплекс 2)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Повторить 2—Зраза.

2. Посмотреть вдаль. Закрыть глаза на 5-6 с. Открыть, посмотреть

на кончик носа. Закрыть глаза на 5-6 с, Открыть глаза. Повторить

3—4 раза.

3.Самомассаж.

Закрыть глаза и делать легкие круговые движения

подушечками двух пальцев, поглаживая надбровные дуги 20—30 с.

Закрыть глаза. Отдых 10—15 с. Открыть глаза.

5). Упражнения для глаз (комплекс 3)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза. Повторить 2-3 раза.

2.Закрыть глаза. Выполнять круговые движения глазными

яблоками с закрытыми глазами вправо и влево.

Повторить 2—3 раза в каждую сторону.

3.Поморгать глазами. Повторить 5—6 раз.

6).Упражнения для глаз (комплекс 4)

1. Закрыть глаза. Отдых 10-15 с. Открыть глаза.

Повторит 2—Зраза.

2.Закрывать и открывать глаза, крепко сжимая веки.

Повторить 5—6 раз.

3.Закрыть глаза, расслабить веки, 10— 15 с.

4. Быстро поморгать глазами. Закрыть глаза.

Представить море, лес. Отдых 10—15 с.

Открыть глаза.

6. Упражнения для снятия усталости глаз.

1. Потереть ладонью о ладонь.

Закрыть глаза и положить ладони на них.

2. Руки скрестить перед собой, кисти сжать в кулак,

большой палец вверх.

Глаза закрыть и провести три раза большим пальцем левой руки

по правой стороне, а правой рукой — полевой стороне

надбровных дуг от переносицы до конца бровей.

7. Упражнение для укрепления мышц глаз и усиления зрения.

(Дети сидят на стульях, спина прямая, ноги под ступнями опираются на пол, голова в одном положении, работают только мышцы глаз.)

Проведем, друзья, сейчас

Упражнение для глаз.

Вправо, влево посмотрели,

Глазки все повеселели.

Снизу вверх и сверху вниз.

Ты, хрусталик, не сердись,

Посмотри на потолок,

Отыщи там уголок.

Чтобы мышцы крепче стали,

Смотрим мы по диагоналям.

Мы не будем циркуль брать,

Будем взглядом круг писать.

А теперь слова напишем.

Чьи же буквы будут выше?

«Папа», « мама», «дом», «трава» —

За окном у нас видна.

За окно ты посмотри.

Что ты видишь там вдали?

А теперь на кончик носа.

Повтори так восемь раз —

Лучше будет видеть глаз.

Глазки нас благодарят.

Поморгать нам всем велят.

Плавно глазками моргаем,

Потом глазки закрываем.

Чтобы больше было силы.

К ним ладошки приложили.

( Дети закрывают глаза ладонями, держат их так до тех пор, пока не почувствуют глазами тело от рук.)

Раз, два. три, четыре, пять

Можно глазки открывать!

8. Упражнение для укрепления мышц глаз.

Выполнять упражнение детям помогает солнечный зайчик (ведущий использует зеркало). Каждое движение дети проделывают 6-8 раз.

— Глазки, глазки, где вы были?

— В гости к зайчикам ходили.

Мы увидели зайчат, стали быстро догонять.

Влево — вправо, влево — вправо,

Влево кругом ходят глазки друг за другом.

Вправо — влево, вправо — влево

Побежали глазки смело.

Снизу вверх, а сверху вниз —

Опустились на карниз.

А потом восьмерки пишем:

Кто подальше, кто повыше?

Плавно глазками моргаем,

С силой глазки закрываем.

Повторим все еще раз

И рукой закроем глаз.

На нос посмотрим, потом вдаль.

Как ленивых деток жаль:

Играть с нами не хотели —

У них глазки заболели.

(Последние две строки дети произносят на выдохе, формируя правильное дыхание.)

Коррекционные занятия

1 класс

Языканова Е.В. «УМК. Развивающие задания. 1 класс». Курс развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации. http://beriknigi.ru/shkolnikam/logika-shkolnikam/yazyikanova-e-v-umk-razvivayushhie-zadaniya-1-klass.html

Полезные авторские программы (рабочие тетради) http://y-psy.ru/poleznye-avtorskie-programmy-rabochie-tetradi.html

2 класс

Языканова Е.В. «УМК. Развивающие задания. 2 класс». Курс развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации. http://beriknigi.ru/shkolnikam/logika-shkolnikam/yazyikanova-e-v-razvivayushhie-zadaniya-2-klass.html

Полезные авторские программы (рабочие тетради) http://y-psy.ru/poleznye-avtorskie-programmy-rabochie-tetradi.html

3 класс

Языканова Е.В. «УМК. Развивающие задания. 3 класс». Курс развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных тестов, игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, наблюдательности, логического мышления; способствует развитию пространственного восприятия и сенсомоторной координации. http://beriknigi.ru/nauchu-chitat/yazyikanova-e-v-razvivayushhie-zadaniya-testyi-igryi-uprazhneniya-3-klass.html

Полезные авторские программы (рабочие тетради) http://y-psy.ru/poleznye-avtorskie-programmy-rabochie-tetradi.html

4 класс

Полезные авторские программы (рабочие тетради) http://y-psy.ru/poleznye-avtorskie-programmy-rabochie-tetradi.html

Интеллектуальное развитие младших школьников-https://gigabaza.ru/doc/67477-pall.html

1-4 классы

Полезные авторские программы (рабочие тетради)- http://y-psy.ru/poleznye-avtorskie-programmy-rabochie-tetradi.html

Игры на общее развитие ребёнка, игры на внимание и память, логику и мышление, различные раскраски, пазлы, ребусы, загадки, головоломки, а также многие другие интересные задания. https://www.igraemsa.ru/igry-dlja-detej/igry-na-vnimanie-i-pamjat/labirinty/ostrov-sokrovish

Сайт для детей , на котором каждый найдет интересные развивающие занятия и тренировки. https://iqsha.ru/

Интеллектуальное развитие младших школьников-https://gigabaza.ru/doc/67477-pall.html

  Разумейкин-развивающие занятия для детей онлайн-https://www.razumeykin.ru/

Развивающие игры для развития речи, памяти, внимания, обучения чтению и счету, развитию логики, моторики и творческих способностей. https://mersibo.ru/ 

Сайт для родителей и детей ‘Букашка‘: развивающие игры для детей онлайн-http://bukashka.by/detskie-igry-onlayn/

Развивающие игры и задания для детей 1 класса.-https://kids-smart.ru/

Ольшанская Е.В. Развитие мышления, внимания, памяти, восприятия, воображения, речи. https://ru.b-ok.org/book/3086328/e0ddfa

Полезные сайты

«Психология в помощь людям» https://www.youtube.com/channel/UC7wCJl3a16WIZ3iZGS_Rckw

Вебинары «Института коррекционной педагогики» https://ikp-rao.ru/

Официальный сайт Федерации Психологов Образования России https://rospsy.ru/

Сайт для родителей и детей «Я-родитель». https://www.ya-roditel.ru/

Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи-www.ocpprik.ru

Рекомендации педагогам

Рекомендации родителям

Электронная почта педагога-психолога Ливада Ирины Петровны-

retrograd@mail.ru ( для вопросов и консультаций)