Кабинет психоэмоциональной коррекции по методу биологической обратной связи (БОС)
С 01.09.2014 года в ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» была организована работа кабинета психоэмоциональной коррекции по методу биологической обратной связи (БОС)(метод А.А. Сметанкина).
Суть метода биологической обратной связи заключается в том, что человек сознательно обучается навыкам управления своим психическим здоровьем.
В настоящее время растет количество детей с проблемами в обучении, причинами которых являются различные нарушения психоэмоционального состояния, различные психосоматические расстройства, переутомление, напряженность, чувство страха. Биологическая обратная связь может выступать в качестве эффективного средства помощи таким детям.
Метод БОС применяется для коррекции психоэмоциональных расстройств у обучающихся от 6-ти лет. Для занятий специалистом БОС отбираются обучающиеся, воспитанники школы-интерната в соответствие с различными отклонениями в психоэмоциональной сфере.
Основные показания применения БОС-ПЭС:
— устранение напряжённости, тревоги и беспокойства;
— синдром дефицита внимания;
— предупреждение развития стрессогенных расстройств — невротических и психосоматических;
— коррекции девиантного поведения;
— функциональные головные боли, психогенные двигательные расстройства.
С помощью этой технологии стало возможным обучать детей приемам саморегуляции, вырабатывать у них навыки релаксации и, самое главное, научить применять их в стрессовых ситуациях. Снимается переутомление, повышается работоспособность. Обучающиеся получает реальную помощь в преодолении страхов, снижение уровня тревожности, напряжения. Повышается самооценка. Немаловажно и то, что создаются компенсаторные возможности организма у детей, условия для профилактики соматических заболеваний путем использования приобретенных навыков.
В результате использования метода БОС-ПЭС в работе с детьми с отклоняющимися психоэмоциональными состояниями наблюдается положительная динамика, в частности:
— вырабатывается и автоматизируется абдоминально-релаксационный тип дыхания;
— синхронизация дыхательного и сердечного ритмов, как следствие увеличение стрессоустойчивости организма и нервной системы в частности;
— повышение адаптивных способностей и навыка контроля над системами организма;
— значительно понижается уровень тревожности и склонности к невротическим состояниям;
Результаты тренинга проявляются уже к 5-6 сеансу. Отмечается улучшение общего самочувствия: повышается работоспособность, восстанавливается сон, уменьшается утомляемость, раздражительность.
Таким образом, позитивная динамика доказывает продуктивность применения метода БОС-ПЭС в практике коррекции и профилактики отклоняющихся психоэмоциональных состояний обучающихся с тяжёлыми нарушениями речи.