Социальная служба
Для многих остается секретом, кто же такой социальный педагог? Социальный педагог – это тот человек в школе, деятельность которого призвана объединить усилия семьи, школы, общественности для оказания всесторонней помощи и поддержки в развитии и воспитании детей. Деятельность социального педагога предполагает взаимодействие с детьми, в процессе социализации которых возникают различного рода проблемы. Общение с такими детьми требует особого такта и профессионализма. Успех ребенка в школе, воспитание социально активной личности, умеющей принимать самостоятельные решения — залог успеха человека в жизни. Каждый ребенок талантлив, каждый ребенок — это целый мир, необходимо только вовремя заметить и помочь ребенку раскрыть свой талант исходя из его индивидуальности и личностных качеств.
Кучеренко Елена Леонидовна — социальный педагог,
Осуществляет мероприятия по социальной защите детей и социальному развитию личности ребенка в школе-интернате.
Нормативно-правовая база
Федеральный уровень:
— Конституция РФ (ред. от 21.07.2014).
— Семейный кодекс РФ ( ред. от 02.08.2019) .
— Гражданский кодекс РФ (ред. от 03.07.2019).
— Кодекс Российской Федерации об административно-правовых нарушениях; (ред. от 02.08.2019).
— Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 26.07.2019) .
— Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (ред. от 16.10.2019).
— Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 25.12.2018).
— Федеральный закон от 24.04.2008 N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (ред. от 29.06.2019).
— Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (в ред. от 26.07.2019).
— Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» (от 01.05.2019) .
— Постановление Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» (ред. от 21.12.2018) .
Региональный уровень:
— от 26.12.2007 № 830-ЗС «Об организации опеки и попечительства в Ростовской области» (ред. от 29.02.2016);
— от 14.11.2013 N26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (ред. от 06.05.2016);
— от 22.10.2004 №165-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области» (ред. от 04.08.2017);
— от 26.12.2005 №426-ЗС «О ежемесячном денежном содержании детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных в семьи опекунов или попечителей» (ред. от 28.06.2017);
— от 22.10.2005 № 369-ЗС «О мерах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в части содержания в приемных семьях» (ред. От 28.06.2017);
— от 30.03.2012 №829-ЗС «О мерах социальной поддержки граждан, усыновивших (удочеривших) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с 1 января 2012 года устанавливаются меры социальной поддержки граждан Российской Федерации, проживающих в Ростовской области и усыновивших (удочеривших) детей-сирот в Ростовской области в виде единовременного денежного пособия, выплачиваемого при усыновлении (удочерении), в размере 30 000 рублей на каждого усыновленного ребенка для его обустройства в семье);
— от 22.06.2006 №499-ЗС «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Ростовской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (ред. от 14.10.2014);
— от 16.12.2009 №346-ЗС «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» (ред. от 20.10.2015);
Школьный уровень:
— устав ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат;
— адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи в рамках реализации ФГОС ООО;
— рабочая программа воспитания на 2022-2025 годы.
Характеристика содержания социальной работы
Перемены, происходящие в нашем обществе, сегодня с особой остротой обозначили проблему помощи детям и подросткам с отклоняющимся поведением и разработку действенной системы мер профилактики и реабилитации этой группы молодежи. В школе-интернат работает социально-педагогическая служба, главной целью которой является создание условий для гармоничного развития детей и подростков в процессе школьного обучения. Формирование готовности к взрослой жизни начинается с первого класса и продолжается в течение всего обучения в школе-интернат, поэтому создание соответствующих условий — основная задача социальной работы.
Социально-педагогическое обеспечение образовательного процесса, профилактика правонарушений и безнадзорности.
Основные направления социального педагога в школе-интернат определены проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей.
Цель работы на данный период — социализация личности ребенка в современных условиях. В связи с чем, решаются задачи формирования социально-значимой личности, формирование знаний у подростка о социально-полезной деятельности.
Одним из основных направлений является профилактическая работа.
Социальная служба школы-интернат призвана координировать совместные усилия семьи и общественности по формированию социально благоприятной среды воспитания детей и взрослых. Создаются условия, которые снимают противоречия между целями воспитания и естественными потребностями нормально развивающегося человека. Сегодня фактор взаимодействия, взаимозависимости процесса воспитания с социальной средой, в которую погружен обучающийся школы, приобрел особую остроту и актуальность. Проблемы ребенка и семьи заставляют учебное заведение и учителя стать реальным защитником детей. Способность видеть и понимать, спокойное дружелюбие, искренний уважительный тон, умение заражать своей корректностью обладает большой силой воздействия, формирует мотивы созидания, утверждает жизнеспособность ребенка. Это становится щитом от отрицательных эмоций и реакций среды.
Работа с детьми группы риска:
- Раннее выявление детей «группы риска».
- Изучение психолого-возрастных особенностей детей, условий их жизни; посещение семей с составлением актов.
- Изучение и устранение негативных влияний; (составление индивидуальных программ на каждого неблагополучного ребенка, назначение куратора из администрации).
- Прогнозирование процесса коррекции поведения и дальнейшего развития ребенка;
- отслеживание результатов работы с обучающимся.
Работа с семьей:
- Посещение, с целью изучения интересов, потребностей, материального положения семей, семейных взаимоотношений.
- Помощь в преодолении негативных явлений в семье; рейды в семьи с целью занятости ребенка в вечернее время.
- Работа по сохранению положительного опыта в воспитании, проведение родительского всеобуча, родительских конференций.
Работа с педагогическим коллективом:
- Помощь в составлении характеристик, информационных справок, по запросам классных руководителей.
- Совместное посещение семей обучающихся по месту жительства.
- Доведение до сведения классных руководителей информации поступающей из субъектов профилактики муниципального уровня.
- Обеспечение памятками, наглядностями и другими методическими пособиями в ходе реализации планов.
РАБОТА В СОЦИУМЕ:
- Налаживание взаимодействия государственных организаций в интересах воспитания ребенка.
- Выявление беспризорных и безнадзорных детей школы-интернат.
- Предупредительно — профилактическая деятельность:
- Организация работы в тесном контакте с отделом профилактики безнадзорности.
- Проведение классных часов и общешкольных мероприятий с инспектором ПДН, об ответственности несовершеннолетних и соблюдение закона об ограничении нахождения детей в вечернее время.