Школа-Ресурсный центр образования

ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» с 2020 года является Ресурсным центром по оказанию методической помощи родителям, педагогам, специалистам образовательных организаций Ростовской области, в которых обучаются дети с ОВЗ, нуждающиеся в логопедическом сопровождении.

 

ПРОГРАММА

деятельности ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» — как  Ресурсного центра по развитию логопедической службы в Ростовской области

           Цель работы ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» — как Ресурсного центра: распространение перспективного педагогического опыта, оказание информационной и методической поддержки педагогическим и руководящим работникам Ростовской области по внедрению в практику их работы новых образовательных технологий и форм организации образовательного процесса для детей с тяжелыми нарушениями речи.

         Задачи деятельности ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» — как Ресурсного центра:

  1. Разработка программно-методического обеспечения деятельности специалистов и служб сопровождения в системе образования и сопровождения детей с ТНР в Ростовской области.
  2. Внедрение и распространение современных технологий, обобщенного и систематизированного опыта по сопровождению, обучению и воспитанию детей с ТНР.
  3. Оказание информационно-методической, экспертной поддержки образовательных учреждений Ростовской области, работающих с детьми с ТНР

.4. Ведение информационно-методической, инновационной, проектной деятельности по вопросам воспитания и обучения детей с ТНР.

  1. Повышение компетенции руководителей, специалистов органов управления образования, педагогических работников в вопросах организации работы с детьми с ТНР.
  2. Реализация основных и адаптированных образовательных программ начального общего образования.
  3. Создание условий для реализации права ребенка с ТНР на получение доступного качественного общего образования в соответствии с рекомендациями ПМПК.
  4. Осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической и социальной помощи детям с ТНР.
  5. Оказание информационной, консультативной и практической помощи семьям, воспитывающим детей с ТНР.
  6. Создание и обеспечение деятельности интернет портала с размещением на нем актуальной информации в помощь специалистам и родителям, занимающимся обучением и воспитанием детей с ТНР.
  7. Проведение информационно-просветительских акций и мероприятий по обеспечению прав детей с ТНР на доступное и качественное образование.
  8. Организация региональных, отраслевых научно-практических конференций, семинаров, вебинаров.
  9. Публикация результатов исследований, разработок, методических рекомендаций и пособий.

         Основные направления деятельности ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» — как ресурсного центра:

Аналитическая деятельность:

— выявление профессиональных и информационных потребностей работников системы образования Ростовской области в сфере образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности.

Информационная деятельность:

— формирование банка педагогической информации (нормативно-правовой, научно-методической, методической и др.) по основам образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

— ознакомление педагогических и руководящих работников образовательных организаций с опытом инновационной деятельности образовательных организаций и педагогов в области образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи;

— информирование педагогической и родительской общественности по направлениям деятельности.

Организационно-методическая деятельность:

— методическое сопровождение и оказание практической помощи педагогическим и руководящим работникам по направлениям развития системы обучения детей с особыми образовательными потребностями;

— методическое сопровождение обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в общеобразовательной среде;

— участие в научно-практических семинарах, конференциях, педагогических чтениях, круглых столах по вопросам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья;

— обеспечение взаимодействия, установление рабочих контактов и обмен опытом и информацией с различными структурами, работающими по проблеме образования обучающихся стяже6лыми нарушениями речи.

Консультационная деятельность:

— оказание консультационных услуг работникам образования, родительской общественности по вопросам развития, обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.

Профориентационная деятельность:

 профессиональное просвещение учащихся с ОВЗ;

— пропаганда профессий, наиболее востребованных обществом и овладение которыми  доступно для выпускников коррекционной школы;

— изучение учащимися своих индивидуально-психологических особенностей и возможностей;

— индивидуальные консультации с целью оказания помощи конкретному воспитаннику в выборе профессий;

— профессиональные пробы заключаются в выполнении учащимися конкретного вида деятельности, связанного  с какой-либо профессией.

Формы организации работы:

— семинары, конференции, встречи, практикумы;

— виртуальный методический кабинет;

— открытые уроки, внеклассные мероприятия, коррекционно- развивающие занятия, мастер-классы, педагогические мастерские, практические (выездные) консультации;

— консультирование, диагностика, анализ.

 

В целях повышения уровня родительской компетентности в вопросах воспитания, образования и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат», проходят родительские всеобучи.

Дистанционно для участников всеобучей проводятся онлайн-консультации, подготавливаются памятки, презентации,  материалы электронных изданий по тематике коррекционно-логопедического сопровождения образовательной деятельности, разрабатываются обучающие ролики с элементами коррекции звукопроизношения, развития артикуляции, речевого дыхания, мелкой моторики пальцев рук.

 

23.11.2021г. Семинар -практикум :»Специфика организации внеурочной деятельности
для обучающихся с ТНР»

«Формы и методы работы по курсу внеурочной деятельности «В гостях у сказки» младших школьников

Доклад по курсу -Знай свой край родной.

Знай свой край родной

Конспект внеурочного занятия .Квест – игра «Животный мир Ростовской области»

16.12.2021г.  Семинар -практикум :»Специфика организации внеурочной деятельности для обучающихся с ТНР»

 

16 декабря 2021 года в ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат» прошёл обучающий семинар-практикум «Специфика организации коррекционно-развивающего обучения детей с тяжёлыми нарушениями речи» для студентов и преподавателей Зерноградского педагогического колледжа.

С приветственным словом и визитной карточкой учреждения к участникам семинара обратилась директор школы-интерната Харченко Владимир Николаевич.

Учитель начальных классов, учитель-логопед  Чуприна О.К. представила индивидуальное логопедическое занятие «Постановка звука [ш]».

Учитель начальных классов, учитель-логопед Лола А.С. представила фронтальное логопедическое занятие по теме «Автоматизация звука [с] в слогах и словах».

Учитель начальных классов, учитель-логопед Водолазская М.Н. представила подгрупповое логопедическое занятие «Дифференциация звуков [с-ш] в словах, словосочетания, предложениях».

Учитель начальных классов Кучеренко Ж.Е.  представила доклад «Опыт применения здоровьесберегающих технологий в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи».

Педагог-психолог Ливада И.П. провела мастер-класс «Использование кинезеологических упражнений в работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи».

Учитель-логопед Загорулько Е.В. провела мастер-класс «Развитие мелкой моторики на логопедических занятиях».

Учитель начальных классов, учитель-логопед Щирова О.Н. провела мастер-класс «Использование природных материалов в работе учителя-логопеда».

Учитель трудового обучения Колесникова Т.С. провела мастер-класс «Изготовление пособий для развития целенаправленной воздушной струи у детей с тяжёлыми нарушениями речи».

Итоги семинара подвела  Ханова Т.В. заместитель директора по коррекционной работе ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат». В рамках круглого стола участники семинара смогли задать вопросы специалистам ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат».

 Перечень документов для оказания консультативно-диагностической и методической помощи:

  • заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
  • медицинское заключение о характере нарушения в развитии ребенка;
  • копия свидетельства о рождении, (паспорт, если имеется);
  • копия паспорта одного из родителей (законных представителей);
  • справка об обучении в образовательном учреждении;
  • медицинские документы (по желанию родителей).

 

Нормативно — правовая база

План работы Ресурсного центра

Приказ об открытии кафедры

 

Методический материал

Письмо Министерства Просвещения РФ №07-2395 от 25.03.2020 «О деятельности ПМПК в связи с распространением Covid — 19»

Рекомендации Союза охраны психического здоровья

МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ И УЛУЧШЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ОБУЧАЮЩИМСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ЧТЕНИЯ И ПИСЬМА

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ ИЗ ЕДИНОЙ КОЛЛЕКЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Рекомендации для родителей по организации дистанционного обучения ребёнка с тяжелым нарушением речи

С 11 ноября по 16 декабря 2021 г.,  в рамках плана методической работы с целью повышения профессиональной компетентности учителей начальных классов, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся был проведен  предметный  месячник  естественно-математического цикла. 

В ходе предметных недель в 1-4 классах были проведены открытые уроки и внеклассные мероприятия.

     С целью  развития интереса учащихся к окружающему миру, расширению общего кругозора, углублению школьного курса, развития нестандартного мышления, воспитания самостоятельности, целеустремленности, трудолюбия, силы воли и умения работать в команде 30.11.2021 года, учитель начальных классов Чуприна О.К.,  провела открытое внеурочное мероприятие   «Будь природе другом».  Цели внеклассного мероприятия достигнуты, мероприятие прошло на высоком методическом уровне.   

С целью развития  познавательно – исследовательской активности детей, формированию навыков создания проектов,   02.12.2021 года  учителем начальных классов Щировой О.Н., был проведен открытый урок е по окружающему миру «Дикие и домашние животные» во 2 «Г» классе. В основной части детям предлагались вопросы, задания, на которые они сами находили ответ и делали соответствующие выводы. Взаимосвязь элементов, выполнение практических заданий помогли создать положительный эмоциональный фон процесса деятельности, сохранять интерес на протяжении всего времени. Предложенные задания были доступны по сложности детям, что способствовало решению поставленных задач, дети чувствовали себя «творцами», радовались, удивлялись. Дети были доброжелательны, отзывчивы, помогали друг другу. В каждом моменте направлять детей на поиск проблемы помогал учитель, при этом   она использовала  личностно-ориентированный, дифференцированный подход к обучению. Индивидуализация обучения проявлялась в оказании помощи, напоминания, дополнительного объяснения. В заключительной части Ольга Николаевна провела беседу с детьми в вопросно-ответной форме с целью, обобщения и закрепления полученных знаний. Урок прошел на хорошем методичеком уровне, ученики продемонстрировали прочные знания по изученной теме.

С целью закрепления устных вычислений в пределах 10, повторения  решений задач и геометрического  материала, отработки умения решать логические задачи, 07.12.2021 года, учитель Водолазская М.Н.,  в 1 «Д» классе дала  открытый урок математики  по теме «Решение примеров и задач».

     Применялась технология игрового обучения. В процессе урока дети разгадывали загадки, кроссворд, решали задачи, примеры, работали с геометрическими фигурами, повторяли состав чисел первого десятка. Учащиеся увлеченно работали на протяжении всего урока. Все части урока логически взаимосвязаны, прослеживается единая сюжетная линия. Можно отметить высокую активность учащихся класса. На протяжении всего занятия наблюдался положительный эмоциональный настрой. Поставленные цели были достигнуты, учителю удалось вовлечь в деятельность всех учащихся. В процессе учебного взаимодействия дети высказывают свою точку зрения, обобщили математические знания по изученным темам. Урок был дан с учётом требований ФГОС на хорошем уровне.

С целью проверки  прочности усвоения предметных УУД, развития  памяти, внимания, восприятия, мышления  и развития  всесторонней личности младшего школьника через привитие интереса к предмету «Математика»,   08.12.2021 года, учитель начальных классов Нечепоренко Е.А. провела открытый урок по теме: «Умножение многозначных чисел на однозначные».  Урок построен по системно-деятельностному подходу – не передача знаний, а управление учебной деятельностью; признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения. На уроке использовались электронные образовательные ресурсы – презентация к уроку для обучающихся по теме: “ Письменное умножение многозначного числа на однозначное ”, тренажёр для глаз и учебные и наглядные пособия для выполнения практических заданий, разноуровневые задания, материал для рефлексии. Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Структурные компоненты урока соблюдены. Отклонений от плана урока не было. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей. Думаю , что высокую работоспособность обучающихся в течении всего урока удалось обеспечить благодаря смене видов деятельности, своевременно использованной физминутке .

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся, уровень их подготовленности, осуществлялась индивидуализация обучения.

Психологическая обстановка на уроке была доброжелательная. На уроке присутствовала атмосфера сотворчества и сотрудничества. Результаты рефлексии позволяют сделать вывод об успешном усвоении темы.   Все планируемые результаты и поставленные цели урока удалось реализовать.

14.12.2021 года,  прошел открытый урок-путешкствие  по математике » Устные приемы сложения и вычитания в пределах 10″.  Цель урока — обобщение  новых знаний с элементами исследования.  Структура урока соответствовала его цели и типу, этапы урока последовательно и логически связаны. Адекватно целям урока была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать урок динамичным, оптимальным по темпу.

Поставленные задачи были реализованы через деятельностный подход, все учащиеся  были включены  в учебно-познавательную деятельность. Содержание урока соответствует требованиям стандарта, учебный материал урока соответствует принципу научности, доступности и был посилен для обучающихся первого класса. Изложение изучаемого  материала доступно уровню понимания содержания обучающимися. Содержание урока самым тесным образом связано с жизнью и личным опытом обучающихся. Для применения закрепления  полученных знаний Ольга Константиновна применяла индивидуальную и коллективную формы работы, учащиеся работали в парах, проявляя интерес к изучаемому. На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение учителя и одноклассников и на стадии рефлексии показать своё эмоциональное восприятие нового материала.  Цель достигнута, урок прошел на хорошем методическом уровне.

С целью развития познавательных способностей учащихся, их  внимания, воображения, мышления, интереса к математике и их математического кругозора, активизации, систематизации и обобщения знаний, 14.12.2021 году во 2 «В» классе и во 2 «Г» классе был  проведен математический праздник  «Поле чудес».  Содержание мероприятия по своей сложности соответствует возможностям детей. Учителя Щирова О.Н. и Апарникова Н.А. применили технологию игрового обучения. На протяжении всего мероприятия  была работа с презентацией. В процессе конкурсной программы дети разгадывали загадки, кроссворды, решали задачи, примеры, работали с геометрическими фигурами, повторяли состав чисел первого десятка. Учащиеся увлеченно работали. Все части мероприятия  логически взаимосвязаны, прослеживается единая сюжетная линия. Можно отметить высокую активность большинства учащихся класса. На протяжении всего мероприятия  наблюдался положительный эмоциональный настрой. Мероприятие прошло на хорошем методическом уровне.

С 15.12.2021 года проходит конкурс математических ребусов  «Волшебные цифры», учитель Стрюкова Ю.В. Ученики 1-4 классов с интересом принимают участие. Итоги будут подведены на закрытии месячника естественно-математического цикла.