Школьный музей «Боевой славы»

Работа по гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся, воспитанников школы-интерната V вида г. Зернограда является одним из важнейших направлений воспитательной системы.

Обеспечение и организация условий для деятельности, содействующей развитию социальной и культурной компетентности личности, ее самоопределению в социуме, формированию человека-патриота, гражданина  строится на базе школьного исторического музея «Боевой славы», созданного в 1979 году, как филиал Азовского краеведческого музея. Музей посвящен боевому пути 34-й Гвардейской стрелковой дивизии, которая  30 января 1943 года освободила Зерноград от немецко-фашистских захватчиков. Его торжественное открытие состоялось 8 мая 1982 года. В 1997 году музею было присвоено звание «Школьный музей».

Наш музей – это храм человеческой памяти. Его бесценные фонды – это подлинные фотографии военных лет, документы, офицерские карты, фронтовые письма, предметы солдатского быта и обмундирования, боевые награды ветеранов ВОВ, детали военного оружия и различных снарядов. Гордостью музея являются письма известного диктора Юрия Левитана и легендарного летчика Алексея Маресьева, адресованные учащимся  нашей школы.     Своё достойное место среди других экспонатов заняли лучшие творческие и исследовательские работы о ветеранах ВОВ, о Зернограде, судьбе детей военных лет и др. Общий объем материалов более 5 000 наименований. На протяжении нескольких поколений следопыты  ведут кропотливую работу по сбору и пополнению музейного фонда. Этот богатейший материал размещен в зале площадью 60 кв.м. в витринах, на стеллажах и планшетах. Несколько лет назад появилась новая экспозиция – «История школы».

Программа деятельности музея разработана с учётом  психофизических особенностей контингента обучающихся, воспитанников,  коррекционной  направленности школы-интерната для детей с тяжелыми нарушениями речи. Формы реализации программы включают в себя исследовательский, познавательный, творческий, коммуникативный и практический  компоненты. Работа ведется по адаптированной  программе военно-патриотической направленности «Я – гражданин России», целью которой является: «Формирование гражданина-патриота с высокой демократической культурой, гуманистической направленностью, толерантного, способного к социальному творчеству, с умением действовать в интересах личности, общества и государства. Подготовка детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья к независимой жизни в обществе, социальной адаптации и дальнейшему профессиональному самоопределению».

Задачи:

  • создать на базе школьного музея «Боевой славы 34-й гвардейской стрелковой дивизии» здоровьесберегающее пространс
  • привить обучающимся, воспитанникам основы правовой культуры;
  • воспитывать  детей подростков на примере жизни выдающихся личностей прошлого и современности;
  • развивать творческий потенциал личности обучающихся,          воспитанников  через проектную и исследовательскую деятельности;
  • формировать у детей активную гражданскую позицию, учить детей с ограниченными возможностями здоровья отстаивать свое мнение, развивать интеллект, творческие и коммуникативные возможности;
  • проводить целенаправленную работу со СМИ по всестороннему освещению проблем в сфере гражданско-патриотического воспитания в школе-интернате.

Деятельность по гражданскому и патриотическому воспитанию осуществляется педагогом  дополнительного образования высшей квалификационной категории Даниловой Мариной Павловной. Слаженная и творческая работа педагогов школы-интерната позволяет успешно сочетать традиционные и инновационные формы и методы работы.

На базе музея работают кружки «Поиск», «История школы», «Я – гражданин России», которые объединены одной целью – воспитание гражданина патриота, но отличаются по тематике и направлениям в работе.

Музей работает в режиме открытых дверей  по следующим направлениям воспитательной деятельности:

Духовно-нравственное воспитание. Целенаправленный процесс воспитания, формирование духовно-нравственных ценностей происходит на традиционных встречах с ветеранами войны и труда, уроках мужества, КТД, посвященных знаменательным  датам для страны, города и  школы. С самыми яркими номерами ребята поисковой группы участвуют в городских, районных и областных мероприятиях.

Социально-патриотическое воспитание. С участия в общественно значимой деятельности формируется   гражданская позиция и воспитывается  культура труда. Наша первостепенная задача — преодоление социального равнодушия, формирование у детей  желания творить добро, действовать бескорыстно, по велению души и сердца, воспитание добродетели и милосердия через деятельное участие в реальной работе.

Историко-краеведческое направление. Изучение многовековой истории Отечества, своей Малой Родины места и роли России в мировом историческом процессе, понимание особенностей менталитета, нра­вов, обычаев, верований и традиций народов России.

В рамках проекта «Героическое наследие» организуются экскурсии и автопробеги по местам боевой славы для сбора информации для поисковой и исследовательской деятельности, пополнения фонда музея, посещения ветеранов ВОВ, а так же с целью поощрения ребят поисковой группы за активную общественную работу и социально значимую деятельность.

Налажена связь с поисковыми группами других городов, ребята участвуют в Слёте поисковых групп Ростовской области.

В музее проводятся   экскурсии для обучающихся школ города и района. Большое внимание уделяется коммуникабельности обучающихся, воспитанников,  развитию устной и письменной речи. Дети  учатся правильно излагать свои мысли, составлять рассказы, отвечать на поставленные вопросы¸ самостоятельно проводить обзорную экскурсию по музею, а  затем и  тематические.

Гражданско-патриотическое воспитание. Формирование в личности обучающихся, воспитанников тех черт, которые позволяют быть полноценными участниками общественной жизни. Воспитание правовой культуры и законопослушности, высокой нравственности и общей культуры, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к созна­тельному, бескорыстному, добровольному служению своему народу и выполнению своего конституционного долга.

Представленная на конкурс «Символика детского общественного объединения «Вместе дружная семья» работа ребят поисковой  группы признана лучшей. Эмблема выполнена в виде дома, символизируя тепло и уют, атмосферу доверия между  детьми и взрослыми, царящими в нашей школе. Для  наших воспитанников интернат  — второй дом, а для многих единственный. На эмблеме зеленым цветом изображена Ростовская область. Цвет выбран не случайно, он говорит о богатстве  и многообразии природы родного края. В центре композиции золотой колос – символ нашего города. Ведь в Зернограде выводятся новые сорта элитных зерновых культур, которые известны далеко за пределами области. Вся композиция расположена на государственном флаге России, подчеркивая тем самым, что мы являемся  частью многонациональной семьи и гордимся  историей России и своей малой Родиной.

Героико-патриотическое воспитание. Ветераны ВОВ и труда являются почетными гостями в нашей школе. Внимание ребят воспринимается взрослыми как признание их труда, заслуг, вклада в общее дело. Традиционно проводятся уроки мужества, беседы, праздники к знаменательным датам с приглашением ветеранов ВОВ.

Исследовательская и поисковая деятельность в настоящее время ведется по темам —  «34-я Гвардейская дивизия», «Сотрудники школы», «Человек в истории».

Ребятам с большим интересом и желанием осваивают компьютерные программы по оцифровке фото-видеоматериалов, учатся создавать презентации и самопрезентации. Создано более 15 авторских видеороликов.

Военно-патриотическое воспитание.Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одной из важнейших задач школы-интерната, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережливостью – наша первостепенная задача.

Много слов благодарности хранит «Книга отзывов» от ветеранов войны и труда,  родственников воинов, погибших в годы ВОВ,  выпускников и сотрудников школы:

«…От всей души благодарим всех детей, учителей, поисковиков за доброе дело, которое они делают. Спасибо за уход на братских могилах, за связь со всеми нами…(родственники Притыко И.С. г. Рязань)

«…Желаем успехов всем, кто причастен к этому благородному делу… (Родственники Майборода М.К. Ставропольский край)

«…Спасибо всем, кто чтит память погибших, низко кланяюсь… дочь Рассказова Д.П.» (г. Москва)

«Спасибо коллективу школы за работу музея, за школу, что сохраняете ее такой же красивой и уютной» — Мелихова (Подтыкайло Алла), Земцова (Зайцева Таня).

«Премного благодарен, большое почтение спецшколе-интернату, музею за всё то, что я получил от вас – знания, воспитание..» (Шапошников С.И. г. Москва)

 

Создание в школе-интернате социокультурного образовательного пространства на базе школьного музея «Боевой славы» для развития правовой культуры обучающихся, воспитанников, расширения внешних социальных связей, изучение исторического и культурного наследия нашей Родины – основная перспективная цель. Ведь главная проблема ребенка с ограниченными возможностями здоровья заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения, доступа к культурным ценностям.     Необходимо воспитать детей и подростков любящими свою землю, свой народ, быть готовыми к защите своей Родины не только в боях, а защищать ее каждый день своим трудом, учебой, добром и бережлив остью.

Анализ работы школьного музея Боевой славы за 2017-2018 уч. год